21 век многое изменил в представлении человека об окружающем мире. Мы можем свободно общаться, находясь за тысячи километров друг от друга, мы легко заводим знакомства с людьми из других стран и даже континентов. Современное человечество настолько шагнуло вперед, что, кажется, еще пара десятилетий и ему будет подвластно перемещение во времени.
Ну а пока мы читаем любимые книги в электронных версиях, заменяя тома и целые собрания сочинений на один-единственный Pocketbook, в Интернет-пространство шагнули газеты и журналы, телевизоры «заимели» он-лайн трансляцию. Вот и привычное ресторанное меню вдруг стало незнакомым электронным.
Электронное меню для предприятий питания сегодня – это, пожалуй, новый этап их развития, который еще надо преодолеть. Не сказать, что подобная тенденция стала шокирующей или неожиданной, но все же она пока не всеми понята и осмысленна. Во Франции, к примеру, один небезызвестный бар уже предложил своим посетителям вместо кожаных папок с глянцевыми листами внутри – планшеты. Одним движением руки, а точнее пальца, виртуальные страницы перелистываются, представляя клиенту на выбор первые и вторые блюда, закуски, гарниры, напитки и много другое. Все там же, в меню можно получить подробную информацию об акциях и быстренько смекнуть на скидку, почитать об истории заведения, проводимых мероприятиях. Вся ресторанная жизнь уместилась в компактный планшет, и нет больше надобности печатать красочные буклеты, листовки, баннеры, тратить деньги на обновление меню, и как следствие, выпуск новым большим тиражом тех самых папок с листами внутри.
Вот и российские компании начали предлагать услуги по выпуску электронных меню с индивидуальным дизайном. Планшеты известных торговых марок станут отличными площадками для размещения всей актуальной информации о вашем бизнесе. Они удобны в обращении, а любой материал всегда может быть отредактирован или дополнен, т.е. не придется вычеркивать из меню уже несуществующие блюда и просить посетителя прибавить в уме 10% к указанным ценам. К тому же информация о каждом блюде и напитке будет более полной и уж точно поможет гостю вашего ресторана или кафе сделать правильный выбор, с учетом белков, жиров и углеводов. С помощью электронного меню процесс заказа блюд можно превратить в увлекательную игру, дав возможность заказчику самому выбирать ингредиенты для салата или пиццы. Или предложить ему поучаствовать в лотерее, мини-игре, а каждому победителю вручить комплимент от шефа.
Плюсы электронных меню можно перечислять долго. Но есть и своим минусы. Самый главный – цена. Обеспечить каждого клиента таким меню – задача практически непосильная. Сделать это будет трудно, да и надо ли? Для начала можно закупить несколько планшетов и предоставлять их постоянным клиентам по желанию. В любом случае, полностью отказываться от печатных аналогов не стоит. Второй минус, не менее весомый – выход из строя. Чаще – по вине клиента. Случайно пролил воду, уронил на пол, поцарапал, банальное «не туда нажал». Раз, и новенький планшет придется нести в ремонт. Третий минус – неожиданная поломка. Тут уж и заводской брак может стать причиной, и сбой в системе. Четвертый минус – растерянность клиента. Не каждый знаком с работой планшета, поэтому посетителю может понадобиться помощь официанта или администратора. Как правило, время уходит на «обучение», демонстрацию всех возможностей меню, ответы на вопросы о блюдах и ассортименте в целом.
В итоге оказалось, что количество «за» и «против» примерно одинаковое. А значит, каждое отдельно взятое заведение должно искать для себя очевидную пользу в приобретении электронного меню. А может, стоит немного подождать, и через несколько лет меню-планшеты станут такими же привычными, как мобильные телефоны.