Плюсы и минусы франшизы в ресторанном бизнесе.
Если говорить простым языком, франчайзинг – это бизнес-модель, согласно которой крупные компании дают право физическим и юридическим лицам продавать свой продукт, услугу или использовать технологии. Для того чтобы стать обладателем этих прав, франчайзи необходимо выплатить франчайзеру (владельцу бизнеса) первоначальный взнос, а затем каждый месяц осуществлять взносы, сумма которых будет оговорена в договоре.
История возникновения
Истоки франчайзинга уходят на целых пятьсот лет вглубь истории. Например, король Англии позволял знати осуществлять сбор налогов, а в качестве оплаты за данную услугу часть собранного знать оставляла себе. Свободные люди получили право продавать свои товары на ярмарках и рынках. Это тоже были первые проявления франшизы. Хотя, надо отметить, что более полно франшиза проявилась в британской системе "связанных домов". Беря в аренду имущество или помещение, пивовар получал постоялый двор, который становился рынком сбыта его пива.
В 19 веке франчайзинг появился в США. Известный производитель швейных машинок - Зингер начал серийное производство, благодаря чему его цены на рынке стали самыми низкими. При этом централизованное обслуживание машинок оказалось экономически невыгодным. Именно этот факт натолкнул Зингера на мысль предоставить права на продажу и техническое обслуживание независимым фирмам.
В начале XX века франчайзинг получает широкое развитие в Америке, как форма взаимоотношений оптовых компаний с компаниями-распространителями товаров. В 30-е годы франчайзинговые отношения стали успешно осваиваться нефтеперерабатывающими компаниями США.
В 50-е годы франчайзинг – это не только передача товарного знака, но и всей технологии для ведения бизнеса. Самым известным представителем такой франшизы стал "McDonald’s".
В дальнейшем, активно включились в систему франчайзинга "Pepsi" и "Coca-Cola", появившаяся в СССР в начале 80-х годов. Они стали производить концентрированный сироп и распределять его по заводам, которые после управлялись франчайзи.
Развитие бизнеса сегодня
Одно из главных заблуждений гласит: «В России нет франчайзинга». Конечно, это неверно. В 1993 году он обосновался в нашей стране после продажи Baskin Robbins своей первой франшизы. С тех пор развитие бизнеса по этой схеме только набирает обороты, вовлекая в процесс как зарубежные, так и отечественные ресторанные сети.
Сегодня на территории РФ успешно работают франчайзинговые сети "Золотого цыпленка", "Русского бистро", "Крошки-картошки", "РосИнтера" и т.д. Также присутствуют около 30 международных франчайзинговых компаний. Франчайзинг был признан одной из самых эффективных форм развития бизнеса, хотя пока Россия отстает по показателям данного вида сотрудничества.
Лидером ресторанного бизнеса в России является компания "РосИнтер", которая предлагает франчайзинг для сети ресторанов "Ростикс". Чтобы стать франчайзи, компании необходимо арендовать или приобрести в собственность помещение для ресторана, площадь которого будет не менее 150 кв. м, а главное, иметь возможность вложить в проект ресторана более 180 тысяч долларов. Окупаемость при этом будет составлять 1,5 - 2,5 года.
Ежемесячное вознаграждение франчайзеру после открытия ресторана будет составлять 7% от выручки на протяжении всего срока действия договора. Для того чтобы минимизировать затраты, компанией были организованы централизованные поставки части продуктов и полуфабрикатов с фабрики-кухни компании во все рестораны. Помимо этого партнеру предоставляется поддержка при выборе места ресторана, строительстве, дается описание стандартов приготовления блюд и обслуживания посетителей. Ценовая политика во всей сети ресторанов остаётся единой.
Особенности
Франчайзинг имеет свои плюсы и минусы. К положительным моментам стоит отнести фактическое отсутствие коммерческого риска, связанного с открытием нового заведения. Также есть возможность участвовать в рекламных мероприятиях, которые проходят на территории страны. Более того, партнер получает всестороннюю поддержку со стороны компании франчайзера.
Среди недостатков стоит отметить несовершенство законодательной базы в России, которая сдерживает развитие отечественных сетей и препятствует проникновению на российский рынок международных операторов. В связи с чем, риску подвергаются обе стороны. К тому же, работа по этой схеме предполагает ряд ограничений. К примеру, соблюдение ценовой политики и правил использования торговой марки.
Но, несмотря на все недостатки, франчайзинг имеет большие преимущества для развивающегося ресторанного рынка. Его участники считают необходимым создание государственного центра по франчайзингу для получения предпринимателями наиболее полной консультации.