Ресторанный бизнес — явление, бесспорно, динамичное. Пройдя долгий и не всегда легкий путь от корчмы с деревянными столами до сверкающего хромом трехэтажного элитного ресторана со звездой Мишлен, сфера общественного питания развивается и по сей день. Здесь, как и в любом деле, застой неминуемо ведет за собой крах. Отвечая на требования общества (а иногда и формируя его), рестораны следовали моде в кухне и сервисе, «открывая новые страны» и направления, «оттачивали» мастерство поваров и официантов. Но ведь заведение общественного питания — это не только изысканные блюда и учтивые манеры. Ресторан — целый комплекс, вбирающий в себя и технические, и экономические, и маркетинговые службы. И их тоже необходимо было развивать. Сейчас перед рестораторами остро стоит вопрос автоматизации учета всех данных, от предотвращения хищений до подсчета уплаченных налогов. В последние годы на ресторанном рынке СНГ активно работают мировые компании, занимающиеся автоматизацией заведений общепита. Как результат — десятки тысяч кафе и ресторанов, уже использующих современные системы учета. Давайте разберемся, зачем и кому нужна автоматизация.
Как это работает
На отечественном рынке работают такие «зубры» в сфере разработки и интеграции программного обеспечения как: R-Keeper, Quartech, Tillypad и iiko. Внедрение одного из этих продуктов в свое предприятие питания хоть и стоит весомую сумму, но дает очевидное преимущество перед конкурентами, снижает издержки и в конечном счете окупается довольно быстро. Программы создают единое информационное пространство, в котором отражены все аспекты функционирования ресторана.
Сама система работает следующим образом: существует два подразделения — фронт-офис и бэк-офис.
- Первый отвечает за все данные, получаемые при обслуживании посетителей. Выглядит это так: официант принимает заказ у клиента и вносит его в терминал. Выбранные блюда отображаются у повара в виде распечатки со штрих-кодом. Когда заказ готов, повар проводит сканером по коду и у официанта отображается соответствующее оповещение. Оплата счета производится по чеку, содержащему перечень блюд и услуг. Таким образом, вся информация о цикле обслуживания заносится в базу данных.
- Аналитика и контроль всех процессов проводится в бэк-офисе. Это рабочее место управляющего, с которого доступна абсолютно вся информация, введенная в базу. Обладая подобным инструментом гораздо эффективней оперативно руководить предприятием, оценивать экономическую целесообразность каких-либо акций и вносить коррективы.
Аргументы в пользу
Прикладной плюс использования систем автоматизации ресторанов — борьба с воровством. По статистике, в среднем 10% выручки не попадает в кассу, а значит, проходит мимо владельца. Интеграция системы видеонаблюдения и системы автоматизации позволяет выявить не чистых на руку сотрудников с помощью привязки номера чека к соответствующим видеофрагментам. Закралось подозрение что бармен «мухлюет» с кассовым аппаратом? Нет нужды пересматривать десятки часов видео, просто вводите номер операции и получаете нужный фрагмент записи.
Подобная же система подсчета остатков продукта или алкоголя на складе позволяет в любое время запросить количество товара. В базу данных занесены все заказы, и программа автоматически рассчитывает расходованные и оставшиеся продукты. Все что нужно для контроля — взвесить, к примеру, початую бутылку текилы. Система вычтет вес тары и сравнит количество напитка со значением в своей базе данных. Если значения не совпадают, у кого-то из сотрудников в скором времени будут проблемы.
Как видите, в современном ресторанном бизнесе уже невозможно обойтись без автоматизации. Оптимизация всех процессов работы, снижение издержек, контроль персонала — если эти факторы не работают на вашем предприятии, скоро и само оно работать не будет. Наиболее популярными системами в нашей стране являются R-Keeper и Тиллипад. Остальную часть рынка занимают iiko, 1C-ресторан, Microinvest. Это если в частностях. А глобально для успешного предприятия необходимо наладить систему автоматизации ресторана и идти в ногу со временем. Иначе вас обгонят те, кто уже давно это сделал.