Еда интересовала человека всегда. Независимо от времен и нравов, правительств и религий — пища была и остается одной из важнейших частей культуры, искусства и обыденной жизни человечества. Подтверждения этому Вы сможете увидеть повсюду: за торжественным столом в кругу семьи, в рекламе на различных носителях, в многочисленных (да еще и пользующихся спросом) кулинарных передачах и шоу. Культ еды, пожалуй, едва ли не единственное бессмертное «вероучение», которое найдет своих последователей в любую эпоху.
В наше время, благодаря стремительно развивающейся гастрономии, обилию информации и доступности путешествий, родилось движение foodie — современных поклонников и знатоков еды.
Интернет-магазин КленМаркет.ру выяснил, что представляет из себя это западное явление и нашлось ли ему место на российских просторах.
В переводе с английского foodie значит «гурман». В принципе, этим словом в большинстве случаев и называют ценителей и знатоков еды. Однако в нашем великом и могучем заграничное «foodie» и такое же заграничное, но обрусевшее «гурман» — два разных термина.
В чем же различия? В принципиальных вещах. Гурман — это профессионал, предпочитающий изыски и требующий от поваров и рестораторов продукт высочайшего уровня. Эстет до мозга костей, он может часами рассуждать о вкусовых оттенках того или иного блюда. Foodie же — это люди, открытые абсолютно всему новому и воспринимающие гастрономию, как Terra Incognita — простор для исследований и новых впечатлений. Чувствуете разницу? На смену хладнокровному снобизму (да простят нас профессиональные гурманы), приходят живые эмоции и искреннее любопытство. Foodie недостаточно насладиться вкусом блюда, он должен знать все: и как осуществляется проектирование кухни ресторана, и как изготавливают столовые приборы luxstahl премиум-класса,
История движения ведет свой отсчет с начала 80-го года прошлого века (есть информация, что с 1981-го, но версия эта не подкреплена сколько-нибудь значимыми фактами, да и велика ли разница?). В эти годы возрождающийся интерес к гастрономической культуре привел к появлению волны так называемых «отчаянных кулинаров». Они в равной степени умели и любили готовить сами и, в то же время, руководствуясь девизом «Хочу все знать», штудировали литературу по поварскому и ресторанному искусству, выписывали специализированные издания и не пропускали телевизионных шоу, ставших прародителями современных «Смаков» — Top Chef и Iron Chef. Подобный интерес со стороны непрофессионалов и вызвал всплеск «общедоступной» гастрономии, создав вокруг нее крепкий информационный фон.
В настоящее время foodie занимаются примерно тем же самым, благо возможности растут год от года. Стоит сказать и о том, что foodie — не обязательно модники, посещающие лишь передовые проекты или с головой погруженные в таинства молекулярной кухни. Да, у них на домашней кухне вполне может присутствовать стекло для ресторана из Италии и Франции, или фарфоровая посуда из Китая, но в равной степени foodie может увлечься секретом идеальной яичницы. А если встанет выбор, посетить харизматичную забегаловку с местной кухней или звездный Мишлен, выбор для foodie будет очевиден. Разумеется, в сторону нового и неизведанного. Исповедуя философию еды (не стоит примешивать сюда эпикурейцев, у них совершенно про другое), foodie пытаются узнать о ней все. Именно поэтому их часто можно встретить не только в кафе и ресторанчиках, но и на мастер-классах для поваров и рестораторов. Подобные встречи, проводимые интернет-магазином КленМаркет.ру, регулярно привлекают представителей этой субкультуры.
Тяга к новым вкусовым и эстетическим впечатлениям нередко сочетается у foodie с приверженностью к вкусной и здоровой пище. Среди них довольно много вегетарианцев, сторонников ауюрведического и диетического питания. Что, впрочем, не мешает им быть в курсе всех ресторанных новостей и знать, где, при необходимости, можно все для ресторанов купить: анчоусы или столовая посуда оптом — знание вопроса на уровне управляющего крепкого ресторана.
Foodie выступают и в качестве ресторанных критиков, описывая в блогах впечатления от посещения нового местечка или результаты собственных экспериментов. К слову говоря, рестораторам в Москве и Петербурге уже стоит считаться с этим движением. Пусть их корни и находятся на западных просторах, но благодаря своей сплоченности и активности российское сообщество foodie формирует мнения у довольно большого сегмента потенциальной аудитории.
Но прежде всего, foodie — это не критик или человек сибаритствующий, это действительно любящий и знающий еду бескорыстный ее идеолог. А ведь для таких, в конечном итоге, мы и работаем.