В попытках разнообразить свой бизнес и занять свободную и востребованную нишу, российские рестораторы «перелопатили» многие идеи, так или иначе ставшие успешными в мировой гастрономической культуре. Тут и невероятные подачи блюд, и доставка на дронах, и рецепты, и концепции, и имена. Но почему-то никто не обращает внимания на главное достояние нашей страны — пространство. Территория России исчерчена сетью автодорог, по которым ежедневно проносятся десятки тысяч машин. Однако предложить водителям стол и ночлег на трассе могут единицы заведений. Да и те, если судить о качестве, стоит считать не новым веянием, а пережитком прошлого.
В этой связи нельзя не вспомнить такое явление, как американские Rest Area. Автомобильные путешествия в США можно назвать частью менталитета. И актуальны они не только благодаря хорошим дорогам и дешевым автомобилям, но и из-за комфорта, с которым можно преодолеть любое расстояние. Rest Area (пространство для отдыха) сопровождает любую мало-мальски значимую магистраль, и водитель может не только перекусить и заправиться, но и отдохнуть, и остаться на ночь.
Если Вы хоть раз путешествовали по России на автомобиле (включая даже самый ухоженный маршрут Москва — Питер), то прекрасно помните невзрачного вида кафе, имеющие «оригинальные» названия: либо женское имя, либо что-нибудь из серии «На дорожку». Если кто-то и решиться там отобедать, то под страхом голодной смерти. Держат марку лишь заведения мировых сетей фаст-фуд, но и они сконцентрированы у больших городов, а уж никак не на отдалении километров эдак в 200.
Что удивительно, полноценных и цивилизованных Rest Area нет даже в туристических регионах нашей страны.
Вот тот самый «философский камень», поиском которого занимаются отечественные рестораторы, отправляясь за тридевять земель. Свободная и емкая ниша, услуги, на которые действительно есть спрос.
Ведь если раньше главными посетителями были неприхотливые ввиду своей профессии дальнобойщики, то сейчас на трассах можно встретить абсолютно разношерстную, но платежеспособную публику. С повышением тарифов на железнодорожные перевозки (при отсутствии повышения их качества), все больше и больше пассажиров предпочитают индивидуальные переезды в автомобилях. Да и самих машин в России стало больше — достаточно взглянуть на статистику продаж в последние годы.
Именно эти люди, средний класс, готовый платить за удобство, составят Вашу аудиторию.
Что касается процесса организации придорожного заведения, то сложностей тут будет даже меньше, чем при работе в черте города. Стоимость аренды (или земли) по понятным причинам ниже, конкуренции меньше. Посетитель хочет видеть чистое, безопасное, «вкусное» заведение с невысокими ценами. И удовлетворить эти запросы не сложно: достаточно подобрать помещение, приобрести и установить кухонное оборудование для кафе. То есть заниматься точно тем же, что Вы делали в городе. Единственное, что обслуживание «на трассе» должно быть на порядок быстрее.
Что касается рекламы, то тут разумно задействовать щиты вдоль дорог на подъезде к заведению и местные радиостанции. На данный момент доверие у водителей вызывают лишь те бренды, что находятся на слуху. Но их на этом рынке не хватает катастрофически, так что создание нового имени пойдет на пользу всем — и путешественникам, и ресторанной сфере.
Оптимальным расположением для заведения на магистрали можно считать живописное место, удаленное от крупных городов на расстояние четырех-пяти часов езды. Оптимальным форматом — качественный фаст-фуд в формате домашней кухни, предлагающий блюда из нормальных продуктов, но за малое время и по разумной цене.
Оптимальное время открытия — как можно быстрее, потому что этот рынок, безусловно, будет насыщаться.