Еда — как символ — всегда ассоциировалась с семьей, бытом, очагом. С тех пор, как люди приобрели первые социальные связи, и вместе с тем научились жарить мясо на костре, прием пищи в семейном кругу стал традицией. Постепенно особо талантливые и предприимчивые хозяева домашних кухонь стали приглашать в свой дом посторонних и продавать им блюда, организуя обеды или ужины. Со временем для приема гостей определяли отдельные залы, а потом — здания. Навыки приготовления блюд передавались от отца сыну, а семейные заведения пользовались большой популярностью.
Известные сегодня во всем мире ресторанные семейные бренды начинали с малого. Порой, для поддержания дела на плаву приходилось отдавать последние деньги. И только уверенность в успехе позволила им пройти долгий путь и завоевать успех не только в своей стране, но и на мировой арене.
McDonald’s
Самую известную сеть, которой в следующем году исполнится 75 лет, назвать семейной можно лишь с натяжкой. Однако она не стала бы легендарной, не появись у братьев Дика и Мака Макдональдов идеи открыть кафе быстрого питания. Недаром имя сети не меняли со дня открытия первого заведения в Калифорнии. Кстати, Макдональды считаются отцами-основателями всей системы фастфуда
«А’Риччионе»
Один из самых старых ресторанов Милана. Основан в 1926 году как трактир. В 1953 году, когда его владельцами стала семья Металли из Романьи, это был уже ресторан, где подавали самые вкусные рыбные блюда во всей Италии. Успех кухни привел к тому, что меню в скором времени полностью сделали рыбным и «А’Риччионе» стал первым рестораном севера Италии, где подавали исключительно морепродукты.
За многие годы он полюбился не только местным жителям, но и гостям страны. Невероятное количество предлагаемых в «А’Риччионе» изысков в свое время отметили Челентано, Коппола, Феллини и другие знаменитости. Конец девяностых годов ознаменовался для ресторана сменой владельцев. Теперь его собственниками стали братья Ди Паоло. Они не только отреставрировали старинное здание, но и открыли еще один филиал.
«Ла Ризакка»
Итальянская ресторанная сеть, объединяющая три аутентичных проекта. Во главе каждого заведения стоит отдельная семья, связанная с другой древними родственными связями. В администрации сети и на кухне трудятся члены семьи, «разбавленные» немногочисленными работниками со стороны. Персонал всегда вежлив и внимателен, в основе бизнеса — концепция хозяйского дома, где всегда рады гостям. Так, специально для туристов из нашей страны владельцы подготовили меню на русском языке.
«Томмасо»
Семья Кротти — владельцы ресторана — родом из Северной Италии. Покинув родину в конце 50-х годов, они эмигрировали в США. Первое, что сделали итальянцы, сразу после обустройства жилья, — решили искать варианты семейного бизнеса. Выбор пал на открытие собственного ресторана. «Томмасо» раньше принадлежал еще одной итальянской семье и Кротти сохранили все, что когда-то было создано руками их земляков. Изображенные еще в 1935 году пейзажи Южной Италии реконструируются по сей день. Так, гости имеют возможность и в наши дни бывать в Италии начала 20 века. Из 18 сотрудников «Томмасо» 7 — члены семьи Кротти. Кто-то занимается бухгалтерией, кто-то кухней, другие встречают гостей. Подрастающее поколение с радостью вливается в работу семейного ресторана, который радует своих гостей уже 40 лет. Причем, многие из постоянных клиентов уже приводят в Tommaso своих внуков и правнуков.
Чем привлекает посетителей ресторан с традицией, с долгой семейной историей? Он дарит людям ощущение стабильности, домашнего уюта и уверенности в том, что здесь всегда накормят вкусно, не сэкономят на качестве продуктов. Принцип преемственности поколений всегда играет в бизнесе на руку его владельцам. В маркетинговом плане это та легенда, что всегда обращает на себя внимание приверженцев домашней кухни и ставит вечные семейные ценности на первое место.