Carpe diem
Лови день
Время строить ресторанный бизнес по успешной франшизе
Так как юриспруденция основывается на латыни и римском праве, мы считаем уместным вести просветительскую работу не только в самом предмете материала, – юридических аспектах приобретения франшизы, – но и в соответствующих теме латинских изречениях.
Рынок франшиз сегодня на подъеме. И это только начало бизнес-процессов не только для крупного и среднего бизнеса, но и для малого. На рынке HoReCa колоссальное количество предложений открыть бизнес по франшизе. Практически все они обещают быструю окупаемость вложенных средств, стабильную прибыль, рентабельность от 30%, а также полную поддержку франчайзера. При всем желании уйти с головой в кажущийся надежным и прибыльным бизнес, следует иметь выдержку, рассудительность и разумное желание разобраться в сути франчайзинга в России, и понять, что не все то золото, что блестит.
Fide, sed cui fidas, vide
Доверяй, но смотри, кому доверяешь
Проверьте вашего франчайзера
В первую очередь важно проверить статус франчайзера. Подписывать договор франшизы со стороны франчайзера имеет право только коммерческая организация или индивидуальный предприниматель.
Согласно п. 3 ст. 1027 Гражданского кодекса РФ, некоммерческие организации и физические лица не могут выступать сторонами по договору коммерческой концессии.
Необходимо также проверить права франчайзера на товарный знак, зарегистрированный Роспатентом в государственном реестре товарных знаков и знаков обслуживания. Это можно сделать самостоятельно на сайте Роспатента по номеру регистрации товарного знака. Обратите внимание на дату истечения срока действия исключительного права на товарный знак. В случае прекращения срока действия, и без замены его новым исключительным правом, действие договора концессии также прекращается. Логично включить в договор коммерческой концессии пункт о пролонгации франчайзером регистрации товарного знака за свой счет.
Также важно проверить права франчайзера и на другие объекты интеллектуальной собственности, входящие в договор: технологии производства, технологические карты, уникальные рецепты, разработанные и зарегистрированные как предмет интеллектуальной собственности. Если франчайзер не предоставит зарегистрированных прав, от сотрудничества лучше отказаться, чтобы не вступить в конфликт с реальным правообладателем.
Caesar ad Rubiconem
Цезарь перед Рубиконом
Выясните, какой договор вам предлагают подписать
Перед принятием важного решения выясните, какой именно договор вам предлагает подписать франчайзер. В законодательстве РФ понятия франчайзинг или договор франшизы отсутствуют. Гражданский кодекс РФ в главе 54 предусматривает договор коммерческой концессии, а в некоторых случаях лицензионный договор о предоставлении права на использование товарного знака. В этом случае франчайзи получает право пользования только товарным знаком, как единственным объектом интеллектуальной собственности, а консультационная и другая поддержка со стороны франчайзера отсутствует. В договоре коммерческий концессии оговаривается весь комплекс объектов интеллектуальной собственности, позволяющий франчайзеру полноценно вести предпринимательскую деятельность.
Передача товарного знака в составе комплекса исключительных прав – обязательное условие договора коммерческой концессии.
Перечень объектов интеллектуальной собственности (п. 1 ст. 1027 ГК РФ) предусматривает, кроме товарного знака, передачу know-how, секретов технологии, прав на изобретения, базы данных, программного обеспечения и т. д.
Contra factum non datur argumentum
Против фактов нет аргументов
Подробно прописывайте объекты интеллектуальной собственности
Важно детально прописать в договоре коммерческой концессии предмет договора, под которым понимается весь комплекс передаваемых исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности и денежную компенсацию, выплачиваемую франчайзеру.
Такой подход исключит возможность потенциальных споров о том, что договор не удалось заключить по причине несогласованности сторонами условий договора.
Для полной индивидуализации товарного знака нужно указывать в договоре номер его регистрации и свидетельство о государственной регистрации товарного знака (в приложении к договору).
Littera scripta manet
Написанная буква остается
Регистрируйте договор коммерческой концессии
Регистрацию договора коммерческой концессии обеспечивает франчайзер. Случается, что, получив паушальный взнос и заключив договор, франчайзер не соблюдает обязательств по регистрации договора. П. 2 ст. 1028 ГК РФ прямо указывает, что при отсутствии регистрации комплекса исключительных прав по договору коммерческой концессии предоставление права использования считается несостоявшимся.
Reddere enim omnia
За все нужно платить
Паушальный взнос и роялти
Стороны определяют в договоре размер вознаграждение франчайзера за предоставление комплекса исключительных прав и/или порядок определения вознаграждения. В противном случае договор коммерческой концессии считается недействительным.
Денежное вознаграждение выплачивается франчайзеру за право вести коммерческую деятельность под его товарным знаком, с использованием технологий и стандартов ведения бизнеса. Вознаграждение состоит из паушального взноса и (или) роялти.
Паушальный взнос – разовый фиксированный платеж, выплачиваемый в установленный договором период.
Роялти – постоянный платеж, выплачиваемый с установленной франчайзером периодичностью (раз в месяц, начиная со второго месяца), а также – в процентах от оборота или не менее какой-то фиксированной суммы (10 000 рублей, 100 000 рублей или другой суммы). В случае определения роялти в процентах от оборота следует своевременно уточнять у франчайзера, входит ли в него НДС.
Роялти могут быть также установлены в виде наценки на оптовую цену товара, закупаемого у франчайзера.
Платежи за дополнительные услуги оговариваются в договоре отдельно.
Pacta sunt servanda
Договоры должны соблюдаться
Обязанности франчайзера по договору коммерческой концессии
По договору коммерческой концессии франчайзер обязан:
- передать франчайзи в установленные сроки техническую и коммерческую документацию;
- предоставить франчайзи информацию, необходимую для осуществления прав, предоставленных ему договором;
- провести инструктаж франчайзи и его работников по вопросам осуществления прав.
Факт передачи документов необходимо зафиксировать в соответствующем акте. Разумно будет включить в договор условие о его одностороннем расторжении франчайзи при непредставлении ему документов и при невыполнении обязательств по обучению персонала и самого франчайзи. При отсутствии такого условия в договоре суды отказывают в расторжении договора, основываясь на использовании франчайзи товарного знака правообладателя.
Causa civilis
Повод для судебного спора
Обязанности франчайзи по договору коммерческой концессии
По договору коммерческой концессии франчайзи обязан:
- использовать при осуществлении коммерческой деятельности, предусмотренной договором, товарный знак правообладателя;
- обеспечить соответствие качества выполняемых по договору работ, производимых товаров и оказываемых услуг качеству аналогичных работ, товаров и услуг, выполняемых и производимых франчайзером;
- соблюдать инструкции, рекомендации и прямые указания франчайзера, направленные на обеспечение соответствия комплексу исключительных прав, включая требования франчайзера по оформлению коммерческого помещения для оказания данных услуг;
- оказывать потребителям весь комплекс дополнительных услуг, на которые они вправе рассчитывать, приобретая услугу или товар у держателя франшизы;
- обеспечивать сохранность коммерческой тайны в отношении know-how, технологий производства и другой коммерческой информации;
- предоставить оговоренное число субконцессий, если договор предусматривает передачу субконцессий по данной франшизе;
- информировать потребителей максимально очевидным для них способом об использовании товарного знака или иного средства индивидуализации в соответствии с договором коммерческой концессии.
Франчайзи следует учесть, что франчайзер включает в договор штрафные санкции за неиспользование в коммерческой деятельности товарного знака, которое может быть подтверждено соответствующим актом.
В рамках обеспечения качества предоставляемых потребителю услуг и продукции франчайзер несет субсидиарную ответственность по предъявляемым к франчайзи требованиям о несоответствии качества товаров, услуг и работ.
Clara pacta, boni amici
При отчётливых взаимоотношениях дружба прочнее
Ограничение прав по договору коммерческой концессии
Ограничительные условия по договору могу быть признаны недействительными по решению антимонопольного комитета или заинтересованного лица, если они противоречат антимонопольному законодательству.
К ограничениям по договору коммерческой концессии, предусмотренным законом, относятся:
- Обязательства франчайзера не предоставлять другим лицам комплексы исключительных прав на территории, закрепленной за деятельностью франчайзи, а также воздерживаться от ведения собственной аналогичной деятельности на этой территории.
- При наличии таких ограничений в договоре франчайзи может обратиться в антимонопольный комитет с запросом на квалификацию подобных действий как недобросовестной конкуренции и вынесении предписания о запрете использования товарного знака.
- Обязательства франчайзи не вести конкуренцию с франчайзером на территории действия договора в отношении коммерческой деятельности с использованием товарного знака и прочих объектов исключительной собственности правообладателя.
- В случае нарушения данного ограничения франчайзер имеет право взыскать с франчайзи упущенную выгоду, в качестве которой может фигурировать размер паушального взноса.
- Отказ франчайзи от получения аналогичного комплекса объектов исключительного права от конкурентов франчайзера.
- Обязательство франчайзи в реализации (продаже) произведенных франчайзером (закупленных у него) товаров и оказании услуг по установленным франчайзером ценам. В равной мере обязательства франчайзи не осуществлять реализацию услуг (товаров) с использованием товарных знаков других франчайзеров.
- Обязательство франчайзи вести деятельность по договору коммерческой концессии в границах оговоренной территории.
- Закрепление за франчайзи территории ведения коммерческой деятельности – самое распространенное на практике условие, включаемое в договор. В свою очередь, в целях непредставления франчайзером прав ведения деятельности на указанной территории в аналогичном объеме другим франчайзи, рекомендуется включать в договор штрафные санкции в отношении таких действий со стороны франчайзера.
- Обязательство франчайзи согласовывать с франчайзером локацию коммерческих помещений для ведения коммерческой деятельности, предусмотренной договором, а также их внешнее и внутренне оформление.