"В последнее время я пришел к осознанию необходимости максимально использовать существующий интерьер".
Иван Крашенинников, арт-директор «КЛЕН», об особенностях проектирования и дизайна ресторанов и кафе
Специфика проектирования помещений ресторанов, кафе, баров, столовых, фуд-кортов заключается в сжатых сроках и разумно ограниченном бюджете. Порядка 95% таких заведений находятся в арендуемых помещениях, что определяет подход заказчика/инвестора к задаче: объект желательно спроектировать, построить, отладить и открыть в течение арендных каникул (обычно два-три месяца), а капиталовложения должны окупиться в кратчайшие сроки, так как заведение должно приносить доход.
Таким образом, если квартиры и частные дома мы проектируем под конкретного заказчика для его жизни на многие годы, то предприятия общественного питания проектируются под широкую аудиторию с разными вкусами.
Основная ошибка заказчика – попытка спроектировать предприятие общественного питания, которое понравится лично ему. Для успешного бизнеса нужно проектировать заведение, способное удовлетворить максимально большую группу потребителей с различными интересами.
Учитывая локацию объекта, определяющую формат заведения, нужно понимать, что даже внутри одноформатного заведения могут находиться группы людей с совершенно разными вкусами и мировосприятием.
Проектируя помещение ресторана или кафе, я всегда стараюсь не только четко понять основную целевую аудиторию, но и учесть интересы остальных потребителей. Например, крафтовый бар в вечерние часы может быть наполнен молодежью с пивом, а днем также успешно обслуживать аудиторию бизнес-ланча, если расположен в центре, или мамочек с детьми, если находится в спальном районе.
В последнее время я пришел к осознанию необходимости максимально использовать существующий интерьер, добавляя в него какие-то яркие (или не очень) акценты. Важно создавать максимально простое, но при этом комфортное помещение, способное удовлетворить потребности людей из разных слоев общества. Иными словами, нужно не испугать чересчур дорогим интерьером одну часть аудитории, и не оттолкнуть излишне демократичным другую.
Если, например, это новостройка и бетонные стены, не стоит обкладывать все внутри состаренным кирпичом, – достаточно хорошо отшлифовать и отлакировать бетон, добавить несколько деталей – леттеринг, роспись по стенам или что-то еще. В историческом же пространстве, важно аккуратно очистить стены и постараться сохранить все старые, естественные детали. Такой подход отлично использовал Рэм Колхас в реконструкции популярного в советские годы ресторана «Времена года» в модное арт-пространство «Гараж». У профессиональных архитекторов такой подход определяет «гений места». Таким «гением» могут быть, например, консоли заводских перекрытий, арки сводчатых окон и другие фрагменты, задающие тон помещению. Вокруг них формируется новое пространство.
Еще один важный фактор – тренд на экологию – подсказывает: чем больше использовать натуральных материалов, дерева и зелени, тем лучше!
В общем, заходя на проектирование объекта, нужно постараться извлечь максимум плюсов из существующих минусов. Не стоит впопыхах обклеивать бетон плиткой «под бетон» или зашивать все гипсокартоном и панелями буазери.