33 фуд-холла должны открыться в России в 2024 году
В 2024 году в России должны открыться 33 новых фуд-холла общей площадью 78,6 тыс. кв. м, что на 57% больше, чем в 2023 году, когда открылось 21 гастрономическое пространство, сообщает NF Group. По данным аналитиков компании, сейчас фуд-холлы есть в 31 российском городе. В лидерах по объему предложения Москва и Московская область, а также Санкт-Петербург и Ленинградская область. В столице представлено более половины всех действующих объектов (60%), а на Северную столицу приходится 16%. При этом в Петербурге с 2022 года работает крупнейший в Европе фуд-молл Vokzal 1853. В настоящее время в Москве работают 63 фуд-холла суммарной площадью 206,3 тыс. кв. м, в Санкт-Петербурге – 16 объектов на 55,6 тыс. кв. м, в остальных регионах – 42 фуд-холла на 91 тыс. кв. м. И хотя в Москве число фуд-холлов превышает число объектов в других регионах, темпы открытий здесь остаются высокими: в 2024 году ожидается, что рынок пополнится 14 новыми проектами общей площадью 38,3 тыс. кв. м. Один из них уже открылся - проект TI Балкон (970 кв. м) в составе универмага Trend Island в ТЦ «Авиапарк». В 2024 году в Северной столице ожидается открытие шести новых объектов общей площадью более 10,9 тыс. кв. м. Уже заработал проект в составе апарт-отеля – гастрономическое пространство BackYard на ул. Херсонская, д. 43/12 (Yard Residence). Среди регионов в этом сегменте лидируют Краснодар, Новосибирск и Самара. Пик регионального развития формата пришелся на 2022 год, когда были запущены 12 проектов. В 2023 году состоялось открытие еще 11 (площадью от 530 кв. м до 5 тыс. кв. м). В 2024 году в регионах может заработать 13 гастрономических пространств (29,4 тыс. кв. м.), из которых три уже успели открыться: «Фуд-холл 6/1» (Новосибирск), «Фудхолл 67» (Ростов-на-Дону) и Eat Market (Пенза). В компании придерживаются разделения гастрономических пространств на три группы: классические фуд-холлы (занимают площадь в среднем 1-5 тыс. кв. м), фуд-моллы (площадь – от 10 тыс. кв. м) и фуд-маркеты (сочетают в себе функции ресторана и рынка). Фуд-холлы могут располагаться в торговых центрах, отелях, многофункциональных комплексах или занимать отдельно стоящее здание, в то время как фуд-моллы обычно работают в отдельном здании. На региональном рынке фуд-моллы пока не представлены, 78% существующих площадей – это фуд-холлы, 22% занимают фуд-маркеты. Однако к 2025 году доля фуд-маркетов может вырасти до 27%. Среди анонсированных проектов наиболее интересны реконструкция «Центрального рынка» в Сургуте и фуд-холл с фермерским рынком в Мурманске. В региональных фуд-холлах представлено 629 заведений общественного питания разного формата. Уникальные концепции ресторанов занимают большую долю рынка – 67%, что более чем в два раза превышает число сетевых заведений общественного питания – 33%. В ближайшие годы можно ожидать появление новых проектов как в городах с уже функционирующим объектами, так и в абсолютно новых локациях, таких как Томск, Смоленск и другие. К началу 2024 года 28% гастропространств в регионах управляются сетевыми операторами, такими как Zemskiy Group, Market Liner, Food Park, Dream Team и другие. В ближайшие годы их доля увеличится до 42%, так как большинство анонсированных проектов также являются сетевыми.
Окружная
Окружная