Открыть ресторан — даже в кризис неплохая идея нового бизнеса. Практика показывает, что и в провинциальном городе заведение может быть прибыльным. Что говорить о таком мегаполисе, как Казань. Успех проекта определяется грамотным подходом к организации своего заведения. Следуйте советам и инструкциям компании «КЛЕН» и выйдете на рентабельность в короткие сроки.
Особенности ресторанного рынка Казани
Проблема предпринимателей Казани — желание охватить максимальный круг посетителей, что определенно сделать невозможно. Отсутствие концепции — крайне негативный фактор, загубивший не один десяток ресторанов. К 2016 году развитие общепита остановилось из-за перенасыщенности рынка заведениями с «размытой» концепцией. Общее число игроков велико — 1500 заведений на 1,2 миллиона человек.
Но наметился явный тренд, который можно использовать как точку входа. В противовес падению интереса к элитным ресторанам, вырос спрос на демократичный ценовой сегмент и формат free flow. Набирают обороты траттории и пивные пабы. А вот французская кухня, несмотря на изысканность, в Казани не прижилась.
В целом регион занимает лидирующие позиции по количеству заведений способных принять одновременно 100-300 гостей. Докризисный ежегодный рост рынка на двадцать процентов связан с развитием местных сетей и освоением окраинных районов города. Аналитики считают, что при стабилизации экономической ситуации в стране, к 2020 году прирост достигнет пятидесяти процентов.
Сегодня дорогие заведения со средним чеком выше полутора тысяч рублей занимают в Казани 10%. Одна пятая часть — класс middle-up, рискованный для инвестиций, но приносящий прибыль при условии четкого алгоритма работы. В них представлены азиатская и европейская кухня, востребованные в регионе.
Аутсайдеры рынка — детские рестораны. Непопулярность связана с низкой доходностью. Спрос прослеживается во время каникул и в выходные дни. При этом детский сегмент по-прежнему считается свободной нишей для бизнес-идей. Праздновать утренники и дни рождения под присмотром опытных воспитателей и с блюдами профессиональных поваров негде.
Приоритетная точка развития — недорогие рестораны, позволяющие вкусно и бюджетно обедать и ужинать. Поэтому эксперты делают ставку на Московский, Ново-Савиновский и Приволжский районы города, не слишком развитые в плане общественного питания. Промышленная часть — Кировский и Авиастроительный район интерес для рестораторов пока не представляют.
Как привлечь клиентов?
Активная реклама. Потенциальные клиенты ресторанов — пользователи сети Интернет, поэтому действенным станет онлайн-продвижение. Главное, правильно выбрать площадки для размещения. Что касается рекламы в режиме «оффлайн» (например, статьи в журнале развлечений «Big City Life»), то она помогает быстро и доступно донести информацию об открытии заведения.
Ориентация на целевую аудиторию. Если мы берем в расчет дорогой ценовой сегмент, необходимо генерировать идеи, направленные на людей с достатком. Предоставлять кабинки или VIP-залы для проведения деловых встреч и переговоров. Организовывать вечера джаза и блюза. Они создадут репутацию ресторану, привлекут клиентов. Для проведения свадеб, торжеств целесообразно определить танцевальную площадку, место размещения ди-джея и музыкальных коллективов.
Меню. Важно оформление меню. Оригинальный запоминающийся дизайн лучше отразится на имидже ресторана, нежели «многотомник» из листов А4. Блюда традиционные или национальные, но в любом случае соответствующие концепции. Проанализируйте рынок и свои возможности. Открывать в Казани ресторан тайской или корейской кухни нет смысла. Без нужных продуктов не получится повторить кулинарные шедевры выбранных стран. Рынок голоден, но если Вы открываете ресторан в центре города, лучше сделать ставку на туристов, предложить им национальную кухню Татарстана. Заезженная донельзя «европейскость» не интересна потребителю, ущемляет национальное культурное наследие. В том числе и в общепите.
Бар. Опытные рестораторы называют его «государство в государстве». И не зря. Он дает сорок процентов дневной выручки. Чтобы получить своего барного клиента, надо обеспечить ему комфортные условия. Подойдет выполненная на заказ стойка. Компания «КЛЕН» имеет собственное мебельное производство, где в течение 2-4 недель изготовят мебель согласно проекту. Выбирайте элитные уникальные стойки или бюджетные модульные конструкции. Зависит от размера инвестиций в заведение.
Сколько стоит открыть ресторан в Казани?
Организация бизнеса с нуля требует вложений в районе 400 тысяч долларов. Конечная стоимость зависит от концепции, числа посадочных мест, модели организации кухни.
- Аренда. Зависит от местоположения объекта и бюджета организации. Интерес предпринимателей к спальным районам Казани связан с небольшими ставками. Снять квадратные метры можно за 500-1500 рублей (Ново-Савиновский, Московский район). В отличие от улицы Баумана или площади Тульской, где ценовой диапазон колеблется в районе 1500-2500 за квадратный метр. Заключайте договор аренды на максимально возможный срок, чтобы в разгар работы не пришлось искать новое помещение или доплачивать по требованию арендодателя.
- Строительство. Специалисты рекомендуют закладывать в смету 1500-1800 долларов за квадратный метр. Экономно открывать ресторан на месте уже существовавшей точки общественного питания. Уменьшить объем работы при проектировании, строительстве и отделке можно купив франшизу. На данный момент в Казани не планируется строительство торгово-развлекательных центров, поэтому общепит будет размещаться в отдельно стоящих зданиях, на первых этажах многоквартирных домов. Общая площадь арендуемых или выкупаемых помещений — 150-300 квадратных метров.
- Штат сотрудников. Шеф-повар должен участвовать в организации бизнеса с момента планирования меню и технологической зоны. Выбирать оборудование и инвентарь, с которым будет работать команда. Штатное расписание определяет расходы, которые увеличиваются с открытием ресторана. Обычный повар горячего и холодного цеха получает от 17 тысяч рублей, линейный персонал в зале — от 10 тысяч. Приглашенный шеф-повар и директор обойдутся ресторатору минимум в 50 000 рублей каждый. Нанять «главного человека кухни» можно через кадровое агентство или съездить за ним в другую страну самостоятельно, принять у него квалификационный экзамен на месте. Если Вы открываете ресторан национальной кухни, без «варяга» не обойтись. Приглашение экспата значительно расширяет фонд заработной платы, так как помимо оклада ему необходимо оплачивать жилье, выезд на родину.
- Продукты. Нестабильность поставок приведет к падению популярности заведения, так как посетители постоянно будут сталкиваться с отсутствием блюд, представленных в меню. На каждую группу продуктов подбираются не менее трех фирм. Таким образом, у Вас будет возможность для маневра. Выбирайте крупных поставщиков или дробите их. В Казани работают 3-4 монополиста, устанавливающие свою цену. Но в любом случае сотрудничество с ними более выгодно, нежели самостоятельные поездки за продуктами или покупка в магазине. В среднем стратегический запас на пять дней с учетом напитков обойдется в 400 тысяч рублей.
- Техника. Выбрать тепловое, холодильное и технологическое оборудование необходимо еще при планировании работы ресторана. Первой по сложности стоит система вентиляции. На втором месте кухонные аппараты. Сориентироваться в многообразии моделей самостоятельно сложно. Даже если Вы работаете на рынке не первый год, вряд ли отслеживаете тенденции и обновления. Поэтому здесь лучше довериться профессионалам. Кроме того, купив оборудование в интернет-магазине компании «КЛЕН», технологическое проектирование получаете в подарок.
Какие документы нужны для открытия ресторана
Открыть ресторан без специального разрешения невозможно. Согласие на размещение выдает Роспотребнадзор по улице Большая Красная, 30. Для этого необходимо предъявить:
- Свидетельство о государственной регистрации права
- Заключение на используемое сырье (продукты питания) и готовые изделия
- Медицинские книжки персонала с допуском к работе
- Договор на аренду площади будущего ресторана
- Лицензию на розничную торговую деятельность, продажу алкогольной и табачной продукции
- Патент на торговлю — выдает орган местного самоуправления
Инженерное и технологическое проектирование невозможно без получения соответствующих разрешений от пожарной, газовой службы, электриков. Обследуется прочность фундамента и перекрытий, достаточность электрической мощности, наличие коммуникаций, принадлежность к историческим памятникам.
«Формальности» в открытие ресторана длятся до бесконечности. Юристы нашей компании правильно и быстро оформят документы. Сотрудничество с «КЛЕН» — не только возможность избежать хождений по инстанциям и бюрократических бумаг, но сократить общие издержки на запуск проекта.